ЛюБоЗнАйКа

Анализ сюжетно-ролевой игры во второй половине дня в младшей и старшей группах

 Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой во второй половине дня в младшей и старшей группах детского сада  воспитателями была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, воспитатель младшей группы Болдырева Г.В., организуя игру «Больница», обозначила себя в роли доктора, который лечит куклу и мишку. Постепенно воспитатель вовлекает в игру детей, предлагая им роли пациентов. После двух ролевых взаимодействия «доктор – пациент», воспитатель предложила принять основную роль доктора ребёнку, а сама приняла на себя роль пациента. Затем дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

Аналогичные приёмы использовала воспитатель Болдырева Г.В. при организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в той же возрастной группе. Усложнением в игре было открытие ещё одного отдела магазина и принятия второй роли продавца ещё одним ребёнком. При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом с детьми, вовлекала их в ролевые диалоги «продавец – покупатель».

В старшей группе воспитатель стремится научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы. Так, воспитатель старшей группы Подорожняя Н.В.предложила детям отправиться в «Город мастеров». В игре были объединены события, происходящие в парикмахерской, магазине, на стройке, в больнице. Дети самостоятельно определяли для себя и партнёров по игре роли, развертывали ролевые взаимодействия и диалоги. Воспитатель обозначила свою роль, роль журналиста, который посещает все места города мастеров. Разворачиваются разные ролевые диалоги. В парикмахерской, в процессе создания «журналисту» новой причёски, он спрашивает: «Что вы еще делаете, кроме того, как причёсываете?» - «Делаем стрижки, красим губы, глаза, ногти». В больнице: «Сейчас идёт эпидемия гриппа, как уберечься от него, что вы можете посоветовать? Как одевать ребёнка? Чем лучше лечить? Какие витамины покупать?» В магазине: «Как вам работается в магазине? Какая у вас есть продукция? Взвесьте мне, пожалуйста, винограду» Сколько с меня? Спасибо». На стройке: «Что вы строите? А материала вам хватит на десятиэтажный дом? А что еще вы будете строить?». Такие диалоги развивают речь детей, стимулируют к деятельности, помогают осуществлять ролевые взаимодействия. Игра продолжалась длительное время. Затем воспитатель мягко завершила игру, сказав, что в городе наступил вечер, и пока закрываться.

Воспитатели подготовительной к школе группы вместе с детьми овладевают новым способом построения игры – совместным сюжетосложением. При этом используют приём «расшатывания» уже известных сюжетов, постепенно переводя детей к преобразованию знакомых сюжетов. За основу брались сказки. Так, например, воспитатель  взяла за основу сказку «Волк и семеро козлят», вместе с детьми придумали к ней новые события и обыграли. При этом сказка получилась ещё и поучительной, о том, как необходимо соблюдать правила дорожного движения.

Необходимо отметить заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Все воспитатели использовали художественное слово в игре, музыку.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в отдельном блоке на месяц. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д.

Так, были запланированы следующие игры:

Младшая группа

Семья

Магазин

Больница

Машина

День рождения куклы

Строители

Учить принимать на себя роль, называть свою роль партнеру, свободно вступать в контакт, развёртывать игровое взаимодействие, парный ролевой диалог, обозначать действия словами, использовать игрушки-заместители.

Учить объединять сюжеты игр. Учить называть детали строителя.

Старшая группа

Ателье

Семья

Кафе

Пароход

Моряк

Спасатели

Столовая

Больница

Расширять и совершенствовать игровые замыслы детей. Формировать желание организовывать сюжетно0ролевые игры. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Соблюдать в игре ролевое взаимодействие и взаимоотношение.

Способствовать развитию ролевых диалогов. Развивать сюжет на основе полученных знаний об окружающей действительности.

В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. Оригинальные атрибуты для игры находятся в младшей группе. Создана и постоянно пополняется картотека сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

24 января 2018 в 02:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.