ЛюБоЗнАйКа
Консультация для родителей «Воспитание любви к книге…»Консультация для родителей «Воспитание любви к книге…» «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К КНИГЕ…» Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на «свет божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. В. А. Сухомлинский Наше время называют временем кризиса книжной культуры. Книга стремительно вытесняется из жизни другими носителями информации. Ещё некоторое время назад можно было согласиться: да, информацию – текущую, политическую, справочную, научную – удобнее получать через Интернет. Видеофильмы о жизни животных смотреть интереснее, чем читать эти же сюжеты в энциклопедиях. Но художественная литература – вне конкуренции. Это не информация в прямом смысле слова. Это нечто более сложное по структуре, её читают с другими целями. Какова бы ни была судьба книги в будущем, для маленьких детей – тех, что ещё не умеют или только учатся читать, - книга ещё долгое время будет актуальна. Слушание художественного текста является для ребёнка важнейшей формой освоения культурных речевых образцов. Как показывают психологические исследования, в раннем возрасте малыш усваивает лишь живую звучащую речь и не усваивают речь на технологических носителях. Это связано с особенностями его восприятия: двух – трехлетка усваивает лишь ту речь, которая обращена к нему лично. Впоследствии роль личной обращенности снижается, ребёнок уже способен реагировать на обобщенное обращение. Но «живое» чтение не теряет для ребёнка своей актуальности. Особенно – если читают именно ему. Особенно – если читает родитель! Ведь, кроме того, что слушание способствует развитию речи, оно еще является замечательной формой общения: и большой, и маленький объединены общим и содержательным действием. В отличие от игры, которая тяжело даётся современным взрослым, чтение вслух своему ребёнку не столь обременительно для них, потому что легко структурируется во времени и пространстве. Структура задается не только текстом, но и самой формой книги: её размером, наличием картинок. Взрослый и маленький располагаются «вокруг» книги: они сидят рядом, взрослый смотрит в текст, ребёнок – на картинку. Ребёнок занят сложной работой: соотносит услышанное с нарисованным, «переводит» один язык знаков на другой. Полезнейшая работа для воображения, которое нагружают и художественные образы, существующие внутри текста. Именно поэтому детской книге отведена долгая жизнь. Если, конечно, взрослые осознают её значение для ребёнка. В первую очередь – родители! Малыши ещё не умеют читать, поэтому текстовое содержание книги открывается им через посредника – взрослого. А вот картинки маленький «читатель» смотрит сам, своими глазами. То есть в книжный мир он изначально входит не как читатель, а как зритель. Поэтому качество оформления книги, адресованной малышам, невероятно важно. Но, приобретая книгу или выбирая её на книжной полке библиотеки, мы ориентируемся на общие и расхожие представления о том, что такое хорошо иллюстрированная книжка для детей. В ней должно быть много крупных ярких картинок. Критерии очень нечеткие и даже ошибочные! Как же отличить хорошую детскую книгу от плохой? Книги – товар. Их продают и покупают. Поэтому большинство производителей наделяют книжные обложки функциями зазывалы. В результате книги на полках магазинов напоминают орущую толпу. Кричащие обложки, как и положено «крикунам», часто обманывают покупателя: внутри обнаруживается совсем не то, что обещано снаружи. Так что, выбирать книгу нужно с «тихим голосом», без лишней мишуры и прибамбасов в виде колес от игрушечного автомобиля или кукольной головы. Обложка детской книги должна не вопить - «Купи меня!», а просить - «Открой меня! Прочти ребёнку!». В хорошей книге оформление обложки и внутренние иллюстрации выдержаны в едином стиле. Согласно расхожему представлению, книги для детей должны быть цветными, яркими. Но цвет цвету рознь. Действительно, детям нравятся цветные предметы, они их привлекают. Но сегодня имеет смысл ввести в оборот выражение «дурная яркость». Дурная яркость связана с появлением «химических» цветов и с их широким использованием при производстве детских игрушек и книг. Искусственная, утрированная яркость красок мешает их компоновать, создавать цветовые ряды. Цвета словно сходят с ума. Возникает какофония цвета. Раньше такой проблемы не было, потому что краски готовились из натуральных материалов. Поэтому цвета получались благородными: благородный красный, благородный зелёный. Эти цвета мы видим в произведениях живописи и иллюстрированных книгах прошлых веков. Нужно выбирать для ребёнка книги с иллюстрациями, выдержанными в спокойной, благородной цветовой гамме. Это не значит, что книги для детей должны стать черно – белыми, а картинки – серо – коричневыми. Иллюстрации могут быть самыми разными, но они не должны быть раскрашены в кричащие, ядовитые цвета. Теперь попробуем определить, что такое хорошая иллюстрация. Здесь существуют четкие возрастные параметры. Малыши в возрасте 1 – 2 лет учатся говорить и как раз в этом возрасте им начинают показывать книжки – картинки. Развивающая задача этих книжек четкая и понятная: малыш должен научиться находить соответствие между реальным предметом, словом и картинкой. Ему говорят: «Это кошка. Как кошка мяукает? - «Мяу – мяу». Кошка в книжке для полуторагодовалого ребёнка не может строить глазки или смеяться. Не должна быть розовой или желтой. Она должна быть просто кошкой, а слон должен быть слоном, а не гибридом слона и чайника. Позже, когда малыш дорастет до волшебных сказок, он встретится на страницах книг и с говорящими котами, и с летающими лошадьми. Но это произойдет между 5 и 6 годами. И тогда изменятся требования к иллюстрациям. ПОЧЕМУ ДОШКОЛЬНИКУ НУЖНЫ ИМЕННО КАРТИНКИ? Ведь можно воспользоваться фотографиями. Оказывается – нет. Фотография слишком реалистична для ребенка, насыщена большим количеством подробностей и деталей, которые он не в состоянии воспринять. Ребёнку нужен образ кошки или собаки, обобщенный художественный образ. Маленькие мальчики с большим удовольствием будут рассматривать книжку с нарисованными машинками, чем журнал «За рулём» с моделями настоящих автомобилей. Наиболее активными покупателями книг становятся родители малышей в возрасте от 4 до 7 лет. Оно и понятно. Ребёнок внятно говорит, учит стихи наизусть. Уже появилась перспектива обучения чтению. Книжки вроде бы нужны. Поэтому книг, адресованных детям этого возраста, целое море. Без края и берегов. Но подавляющее большинство из них является утрированным зеркалом попсовой культуры или гламура. Первый признак «попсы» в детской книге – наличие смазливых симпатяшек и очаровашек - зайчиков с большими ресничками и кошечек с аккуратненькими губками, утверждающих культ «блондиночьей жизни» в детском сознании. Хотите воспитывать в детях вкус - не покупайте им откровенный триумф пошлости. Хорошая иллюстрация отличается образностью, выразительностью, а так же своим соответствием тексту. Например, главным действующим лицом истории является собака. В одном эпизоде она гонится за добычей, в другом она измазалась в грязи, в третьем её посадили на цепь – с собакой что – то происходит. Именно эта динамика должна быть отражена в иллюстрации. Иначе иллюстрации не нужны. Функции книжной иллюстрации в том, чтобы удерживать внимание ребёнка и помогать усваивать текст. Ребёнок, рассматривая картинку во время чтения, занят серьёзной работой: он соотносит словесные образы с образами зрительными. Но если картинка, привлекающая внимание, уводит от текста, возникает противоречие. Картинка становится не помощником, а помехой при восприятии текста. Детская книга не может быть карманной – мелкое изображение утомляет. Детская книга не должна быть толстой – тяжелую книгу неудобно держать и открывать. Лучше, если друзей больше, чем один. Поэтому, правильнее иметь разные книги, с различными историями и сказками. Книгу для ребёнка лучше выбирать с пристрастием и прицелом на будущее. 24 января 2018 в 02:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.