ЛюБоЗнАйКа
Консультация для родителей: «Экспериментируйте вместе с детьми»Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Цели: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Задачи: Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление) Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”. Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) У нас есть вдох и выдох. Сколько весит воздух? Можно ли поймать воздух? Бывает ли воздуху холодно? Вдунь шарик в бутылку. Может ли воздух быть сильным? Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами. Дети экспериментируют с песком: Песчаный конус (течения песка) Свойства насеянного песка. Свойство мокрого песка. Песочные часы. Своды и тоннели. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты: «Тонет, не тонет» В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) «Подводная лодка из яйца» В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) См. рисунок «Чудесные спички» Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) «Подводная лодка из винограда» Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) «Капля шар» Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием) «Чем пахнет вода» Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) «Сравнить вязкость воды и варенья» (варенье более вязкое, чем вода) «Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ) «Куда делись чернила? Превращение» В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) «Делаем облако» Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить свою консультацию китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! 24 января 2018 в 02:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.